Клуб МЖ

Культура на экране или Александр Архангельский в Клубе МЖ

Место обитания МЖшников всегда кипит. Семинары, мастер-классы, репетиции все это неотъемлемая часть нашей жизни. Только что на нашем родном этаже прошел образовательный фестиваль «Журналистика и культура». 4 декабря одним из гостей стал Александр Николаевич Архангельский, журналист, публицист, критик, литературовед, писатель и просто очень харизматичный человек.  Сейчас он ведёт авторскую программу «Тем временем» на ТВ Культура. Мы так же его знаем, как автора огромного количества публицистических статей, переведённых на английский, иврит, немецкий, французский, финский языки, («Двух голосов перекличка», «Социальный диагноз: короткая память», «Крыша для элиты», и многие другие).

Место обитания МЖшников всегда кипит. Семинары, мастер-классы, репетиции все это неотъемлемая часть нашей жизни. Только что на нашем родном этаже прошел образовательный фестиваль «Журналистика и культура». 4 декабря одним из гостей стал Александр Николаевич Архангельский, журналист, публицист, критик, литературовед, писатель и просто очень харизматичный человек.  Сейчас он ведёт авторскую программу «Тем временем» на ТВ Культура. Мы так же его знаем, как автора огромного количества публицистических статей, переведённых на английский, иврит, немецкий, французский, финский языки, («Двух голосов перекличка», «Социальный диагноз: короткая память», «Крыша для элиты», и многие другие).

Александр прибыл ровно в назначенное время и сразу приступил к беседе. Немного погодя, осмотрев присутствующих, признался, что мастер-классы проводит далеко не в первый раз, но так и не понял, что же это такое. С воодушевлением Архангельский начал повествовать.

Первый и главный тезис, он же и главная проблема журналистов, по словам Александра, - это путаница в понятиях: культура как общее и искусство, как частное. Он, работая в сфере «культурной журналистики» уже не первый год, признал, что сложность в отображении культуры на экране заключается в том, что камера может запечатлеть лишь движимое от чего собственно и выиграли балет и театр, и остались на заднем плане книги и музеи. От того, что оператор показывает несколько кадров бессмысленного движения ног, и пары брошенных фраз телезрители чувствуют себя причастными к высокому, хотя лишь сотая доля хоть раз за год попадают в театр созерцать балет, или скажем какую-нибудь постановку. И не смотря на безграничные возможности камеры, съёмки убивают такие святыни, как музей, по причине того, что для созерцания картины требуется провести перед ней достаточное количество времени, необходим взгляд с разных углов, а даже виртуозную, но пятиминутную съёмку одной картины не посмотрит ни один среднестатистический телезритель. Так плавно он перешёл к проблеме того, что по мимо того, что журналистика несет миссию просвещения народных масс, она как и любой нормальный бизнес зависит от, как бы это ни было банально, финансирования, которое достаточно сильно страдает от рейтинга структуры, в частности телеканала. Да и привлечение разных целевых аудиторий оказалось не такой уж простой целью. «Я просто физически чувствую как теряю из зрительной аудитории молодежь, когда к примеру начинаю говорить о технологиях или о цифровых носителях информации, ведь им не требуется ничего объяснять, а люди которые обычно смотрят наш канал очень редко хорошо разбираются да и просто знакомы с такими понятиями», - сетует Архангельский.

Далее на нашего гостя посыпались вопросы из аудитории. Тематика разговора крайне заинтересовала ребят. Многие, например, планируют  работать именно в сфере культуры, и не упускали возможность задать свои вопросы. Ни один из них он не оставил без ответа.

Так как человечество переживает начало новой эпохи, а именно цифровых технологий, когда телевидение отодвигается на первый план и новое поколение использует как главный источник информации интернет, никто не знает, что за картина сложится и как работать с такими аудиториями. На вопрос «а что же будет, если уже сейчас в отличие от прошлых лет количество направлений, хотя бы в музыке, уже не поддаётся исчислению, как ориентироваться, если все они считают себя полноправной частью современной культуры» Александр ответил с завидной легкостью: «По этому поводу можете даже не переживать, в истории все равно останутся лучшие. Вот к примеру, посмотрите, почти каждый в своей жизни писал стихи, но почему то мы сейчас помним не миллион творцов, а лишь единиц, того же Пушкина, Лермонтова, Блока. Время отберет своих кумиров, лишних среди них не останется».

Не смотря на ограниченность выделенного времени ребята были довольный встречей, как и наш гость. Аудитория тут же поинтересовалась повезёт ли отделению, и не проведёт ли Александр Николаевич для нас курс лекций на тему, которой был посвящен вечер, но к сожалению Архангельский уже является лектором журфака МГУ по предмету экономической журналистики. Но он с удовольствием согласился встретиться со столь благодарными слушателями вновь.

Гигинеишвили Мария , I MЖ