Клуб МЖ

Разбор полетов и полезные советы от Юрия Сапрыкина

Встреча с Юрием Сапрыкиным, главным редактором журнала «Афиша», стала одним из самых ожидаемых мастер-классов, которые обещал нам клуб МЖ. Во-первых, вследствие того, что одной из целей его визита было объявление результатов конкурса творческих работ в рамках Фестиваля «Журналистика и культура». Во-вторых, в силу должности Юрия, точнее его места работы. Как известно журнал «Афиша» - это очень современный, динамично развивающийся журнал. Соответственно, речь на мастер-классе шла именно о практических, профессиональных советах, о том, «как писать журналистский текст про культуру».   Соответственно, разговор строился предельно конструктивно, по инициативе самого Сапрыкина. Мастер-класс состоял, собственно, из двух частей.

Встреча с Юрием Сапрыкиным, главным редактором журнала «Афиша», стала одним из самых ожидаемых мастер-классов, которые обещал нам клуб МЖ. Во-первых, вследствие того, что одной из целей его визита было объявление результатов конкурса творческих работ в рамках Фестиваля «Журналистика и культура». Во-вторых, в силу должности Юрия, точнее его места работы. Как известно журнал «Афиша» - это очень современный, динамично развивающийся журнал. Соответственно, речь на мастер-классе шла именно о практических, профессиональных советах, о том, «как писать журналистский текст про культуру».   Соответственно, разговор строился предельно конструктивно, по инициативе самого Сапрыкина. Мастер-класс состоял, собственно, из двух частей.

Часть 1.  «Полезные советы»
Итак, как писать журналистский текст про культуру? Для начала нужно понимать, что такое сегодня журналистика в сфере культуры. «Культурная журналистика превращается в тихую заводь, где можно пересидеть неласковые для журналистики времена. Спокойная, безопасная, честная, неангажированная, непартийная культурная журналистика…»

Совет №1: «Учите языки». Языки нужны для того, чтобы читать, что пишут о культуре наши западные коллеги. К сожалению, это надо признать, Америка в сфере культурной журналистики ушла уже очень далеко. Поэтому, если вы идете в эту сферу, хотите вы этого или нет, вам придется иметь дело с New-Yorker, New York review of books, Chicago Tribune, IMDB.com (который прозвали тотальной смертью кинокритики). Потому что это образец журналистского мастерства. Даже такая «тупая и гламурная индустрия» - писание о жизни звезд – находит свою глубину в этих изданиях.

Совет №2. «Определитесь – вы кто?»
Кино, музыка или театр? Если вы с кино, - начинайте смотреть кино. Если вы с музыкой, - слушайте музыку и т.д.. Профессионалом во всех областях стать не удастся.

Совет №3. «Читайте книжки»
Книжки, особенно классика, помогают писать на хорошем русском языке и, как говорит Владимир Павлович Смирнов, воспитывают вкус. У русскоговорящих журналистов есть проблемы – очень тяжелый, витиеватый, нечитаемый язык. Особенно тяжело, когда человек считает, что, чем больше у него прилагательных, тем полнее и красивее выглядит его мысль. Это неправда. С этой точки зрения, англичанам проще – в их языке особенно прилагательных нет. Потом, надо понимать, что у текста есть начало, середина и конец. Особенно остро проблема стоит у начинающих журналистов. При этом не надо писать так: начало – «на винзаводе открылась выставка»; конец – «посмотрим, что покажут нам на винзаводе в следующий раз».

Совет №4. «Придумайте драматургию»
Это, кстати, тоже к вопросу о начале, середине и конце. Должно быть движение от одной мысли к другой, от начала к концу. Придумайте сюжет внутри текста, придумайте проблему. В этом и есть цель любой статьи в культурной журналистике. В этом вообще цель журналистики.  Ну, или, хотя бы, закругляйте текст, рифмуйте конец с началом.

Советы №№5-10. Музыка.
 «Не буду говорить вам, что и как тут надо делать», потому что, просто-напросто, никто не знает, как надо делать. Для начала, попробуйте определиться, в каком жанре вы работаете: обзорный, аналитический текст или просто заметка, тут опять же надо придумать проблему. Это единственное, что можно сказать по поводу «как надо делать».

Теперь как не надо. Не пишите того, чего никто не поймет. Это не сыграет вам на руку и только оттолкнет читателя.  Обойдитесь без житейских рекомендаций, в роде: «эта музыка особенно хороша в теплый летний вечерок, когда вы сидите дома и пьете чай при закате солнца». Вы не знаете, где и когда, и для кого хороша та или иная музыка. Хотя при всем при этом этот способ все равно употребим. Выглядит дико и неприлично, но очень многие пользуются. Не стройте разговор о музыке на экономических показателях. Не надо рассказывать о том, сколько тысяч, сотен тысяч альбомов исполнителя разошлись по стране и сколько песен сразу несколько недель удерживались на первых строчках хит-парадов. Не надо биографических подробностей. Они могут пригодиться только в том случае, если вы пытаетесь объяснить как начал тот или иной исполнитель работать в своем жанре, откуда проистекает его музыка, его тексты, его  поведение на сцене и т.д.
На этом патетическая часть закончилась. Перешли к вопросам.

Насколько востребована культурная журналистика? – вопрос, который не отпускал умы моих коллег. «Времена больших музыкальных героев, равно как и больших музыкальных журналистов проходят. В Интернете это более осмысленное занятие – там можно посмотреть, послушать то, о чем написано. Но пока журнал «Афиша» существует, продается – значит, востребована.

С чем связана неоднократная смена дизайна журнала «Афиша»? Журнал «Афиша» задумывался как подобие одного из западных изданий, работающих в том же жанре. Однако наступил момент, когда стало ясно, что «Афиша» - менее формальное, более современное, более динамичное издание. Так, было решено убрать из дизайна «рамочки».

Как принимается решение о том, стоит ли  уделять какому-то событию в мире культуры большое внимание в журнале?
Вопрос касался недавнего круглого стола с выходом нового альбома Земфиры. «Ситуация действительно сложная. Никогда не знаешь, действительно ли игра стоит свеч и это какое-то грандиозное событие. Интерес читателя стимулировать можно, но обмануть нельзя. Зато можно подорвать доверие читателя к мнению твоего журнала».

Часть 2. «Разбор полетов»
Перешли, наконец, и к долгожданному рассмотрению творческих работ студентов. Юрий Сапрыкин начал не очень оптимистично: «Все люди, которые начинают, делают одни и те же ошибки». Проблемы заключались в неспособности отстроить драматургию в тексте, «зарифмовать финал с началом». Встречалось, что в работах много общих слов. Были и языковые  штампы. Юрий советовал: «Убирайте фантомов, избегайте красивости, сверьте красивую формулировку с фактами, потому что она может им противоречить и быть совсем ненужной». Однако во множестве было именно то, чего ждал Ю. Сапрыкин: «детали – это круто. Я увидел картинку, движение от мысли к мыли. Ура-Ура!»

В целом Юрий Сапрыкин и студенты остались друг другом довольны. Будем надеяться, что мастер-класс даром не прошел, полезные советы были усвоены, и теперь студентам открыт мир культурной журналистики. Ура-Ура!  

Елена Нуряева, III МЖ