Блог декана

Великая антибумажная эволюция

3 октября глава Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO) Френсис Гарри заявил в интервью, что бумажные СМИ погибнут к 2040 году, а в США — уже в 2017. По просьбе «Экспертов МГИМО» декан Факультета международной журналистики Ярослав Скворцов перечислил 3 основных фактора, определяющих будущее соотношение электронных и бумажных медиа.

3 октября глава Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO) Френсис Гарри заявил в интервью, что бумажные СМИ погибнут к 2040 году, а в США — уже в 2017. По просьбе «Экспертов МГИМО» декан Факультета международной журналистики Ярослав Скворцов перечислил 3 основных фактора, определяющих будущее соотношение электронных и бумажных медиа.

Разговор о скорой смерти «бумажных» CМИ схож с презентацией очередного гаджета корпорации Apple: её ждут, к ней готовятся и даже анонсируют ориентировочные даты. Потом сроки вновь и вновь переносятся, а когда наступает «час Х», ожидания оказываются зачастую не оправданными.

Так или иначе, но по мнению Всемирной организации интеллектуальной собственности, обнародованном в начале этой недели, бумажные газеты погибнут к 2040 году, а в США (как в одной из самых «интернет-продвинутых» медиакультур) — уже к 2017. Прямо как в «Москва слезам не верит»: не будет ни журналов, ни книг (вон, библиотеки пустые стоят), одно сплошное телевидение (в смысле, электронные медиа)…

Следует заметить, что столь пессимистический для «традиционной» периодики прогноз озвучивается не впервые. Достаточно вспомнить книгу Андрея Мирошниченко «Когда умрут газеты», вышедшую в феврале текущего года в издательстве «Книжный мир», и целый ряд отчасти апокалипсических публикаций автора на портале Slon.ru в течение последних, кажется, трёх лет. Удивительно, но по срокам, отведённым бумаге, оба источника практически полностью совпали: по Мирошниченко, «классическая» пресса умрёт в период с 2017 по 2035 год.

Дабы не повторять неоднократно высказанные аргументы «за» (бумага — анахронизм; газеты не успевают за новостями; тиражи и так стремительно сокращаются, а со временем выводить готовый в электронном виде продукт на печать вообще не для кого станет и т. д.) и «против» (нельзя сбрасывать со счетов силу привычки, традиции, если угодно; нынешнее поколение тех, кому за тридцать, не откажется от утренней газеты за чашкой кофе в пользу пускай и удобного, компактного электронного устройства; Москва — не вся Россия, а там до интернета — как до Луны и т. д. и т. п.), заметим лишь три основных фактора, определяющие будущее соотношение электронных и бумажных медиа.

Во-первых, происходит эволюция рекламных носителей. Весьма скромный по своим объемам рекламный интернет-рынок в перспективе может обогнать рынок бумажной медийной рекламы, и тогда газеты и журналы в привычном для нас формате могут стать для издателей слишком дорогой игрушкой. Судите сами: один из старейших издательских домов России — «КоммерсантЪ» — запустил на днях собственное телевидение; вместе с начавшим вещание в марте 2010-го радио «КоммерсантЪ FM» «КоммерсантЪ ТВ» составляет сегодня объединенную редакцию on-line ресурсов издательского дома, что, очевидно, предполагает и «пакетную» рекламу для клиентов: теперь и в газетах и журналах, и на радио и на ТВ одного ИД «КоммерсантЪ». Удобно!

Во-вторых, эволюционируют носители, но не формат. Газета в электронном варианте остается газетой, не становясь при этом ни лентой новостей популярного информагентства, ни френдлентой социальной сети. Взять в качестве примера хотя бы Газету.ру: обходясь без бумаги ещё аж с 1999 года, то есть с момента запуска проекта, она ни по системе сбора и публикации новостей, ни по собственно редакционной политике газетой быть никогда не переставала. Просто это газета, которая не печатается. И читатель за дюжину лет с этим вполне смирился.

И, наконец, в-третьих: эволюционируют и наши вкусы, наши пристрастия, наши привычки. Эволюционируют, но вовсе не уходят в небытие. Как заметил один из моих студентов-магистрантов, появление электронных часов не только не свело на нет производство часов механических, а сделало, казалось бы, «устаревший» (вернее, «устаревающий») аналог более привлекательным, пусть и более дорогостоящим. Или книги: появление книг электронных, равно как и аудио, не лишает возможности посетителей Франкфуртской или Московской международной книжной ярмарки «полистать» новую продукцию не только с помощью touch screen, но и вживую, по-настоящему…

Также, возможно, и с газетами: если нравится, если привык, если бумажная Times, Figaro или «КоммерсантЪ» подчеркивает ваш статус — платите, специально для вас распечатаем «ваш эксклюзивный экземпляр».

Так что, как утверждал в одной из своих программ профессор журфака МГУ Иван Засурский, «газеты умрут, но газеты… останутся». Хотя стоять на месте конкуренция с электронными медиа никому не позволит: ни собственно газетам, ни журналистам, ни их читателям (которых теперь вернее будет называть «пользователями»).

Подготовил к публикации Андрей ЗАВАДСКИЙ, Управление интернет-политики

Источник: Портал МГИМО
Коммерческое использование данной информации запрещено.
При перепечатке ссылка на Портал МГИМО обязательна.