Стратегия факультета МЖ

«России нужна конкурентоспособная образовательная система. В противном случае мы столкнемся с реальной угрозой отрыва качества образования от современных требований».
 
(из Послания Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию 10 мая 2006 года)
 
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
ФАКУЛЬТЕТА МЕЖДУНАРОДНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
МГИМО (У) МИД РОССИИ
(на период 2006 – 2010 годы)
 
I. Преамбула
Стратегия развития факультета Международной журналистики МГИМО (У) МИД России представляет собой базовый программный документ, излагающий систему взглядов на учебно-методическую, научно-практическую и воспитательную работу на факультете и рассчитанный на период до 2010 года.
 
Стратегия разработана на основе «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» (утверждена 04.10.2000), «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (11.02.2002), «Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации» (09.12.2004), «Федеральной целевой программы развития образования на 2006—2010 годы» (23.12.2005), выступлений Президента Российской Федерации, Министра иностранных дел России, решений Ученого совета и руководства МГИМО (У) МИД РФ.
 
Предыдущая Стратегия развития факультета, утвержденная в 2001 году, была также рассчитана на период до 2010 года. Однако на сегодняшний день ряд ее положений уже реализован (в частности, создана Кафедра связей с общественностью и открыто новое отделение – «Социология массовых коммуникаций»). В то же время перед руководством факультета встали новые задачи по модернизации учебного процесса. Прежде всего, речь идет об активном внедрении стандартов нового поколения, компетентностного подхода к образовательному процессу, а также о начале завершающего этапа вхождения России в единое европейское пространство высшего образования. Активно участвуя в этом процессе, мы, тем не менее, придерживаемся принципа, согласно которому любые реформы должно осуществляться без ущерба высокому университетскому уровню подготовки, характеризующемуся не только функциональной, но и личностной, этической и когнитивной компетенциями, предполагающими, в том числе, и использование «скрытых» (фоновых) знаний. Т.е. высшее образование отличают не только практическая направленность, но и универсальность и фундаментальность.
 
Особого внимания заслуживает тот факт, что нелинейность процесса реформирования высшего образования, отсутствие единых подходов к модернизации системы принятых высшей школой направлений (в том числе – «журналистика» и «связи с общественностью»), стандартов и квалификаций, присваиваемых выпускникам, требуют действенных, но взвешенных решений в этой области, инициативы «снизу», т.е. со стороны руководства факультета.
 
В подобной ситуации представляется целесообразным не ограничиваться внесением отдельных поправок в существующий документ, а разработать новую Стратегию развития факультета, опирающуюся на актуальные цели и задачи, стоящие перед высшей школой вообще и факультетом Международной журналистики МГИМО (У) МИД России – в частности.
 
II Миссия
Требование модернизации системы высшего образования в России, многократно озвученное как первыми лицами государства, так и представителями крупного национального бизнеса, существенно обострило конкуренцию на рынке образовательных услуг. В этой ситуации перед факультетом МЖ МГИМО остро встала задача выхода на принципиально новый профессиональный уровень, предполагающий разработку и предложение рынку конкурентоспособных образовательных продуктов, а также подготовку первоклассных специалистов в области международных коммуникационных технологий.
 
С серьезными вызовами столкнулась высшая школа в целом в связи с присоединением России к Болонскому процессу: академическая мобильность не только обогащает собственный методологический инструментарий, но и «экзаменует» нас, оценивая без скидок на авторитет МГИМО и заслуги прошлых лет нынешнее качество основного «продукта» – наших выпускников. Ведущие зарубежные вузы, проявляющие интерес к системе образования в МГИМО, оценивают актуальность предлагаемых нами образовательных услуг, а также качество преподавания: здесь важно изначально позиционировать себя как лидера.
 
Все это требует от нас качественного прорыва в деле профессиональной подготовки и переподготовки кадров, создания мощной и социально активной прослойки молодых управленцев. Применительно к МЖ МГИМО это означает необходимость подготовки кадров, владеющих не только глубокими знаниями в области гуманитарных дисциплин и свободно владеющих иностранными языками, но и базовыми навыками, необходимыми современному профессионалу в повседневной работе. История института и факультета – пример обучения и воспитания первоклассных профессионалов-международников, обладающих широкой политической культурой и кругозором, способных брать на себя решение стоящих перед обществом задач и не боящихся вызовов времени.
 
Факультет готовит международников в сфере массовых коммуникаций. В условиях глобализованного информационного пространства важнейшей задачей является подготовка профессионалов, способных обеспечить информационную безопасность государства, сформировать позитивный имидж России как демократического, правового государства; страны с рыночной экономикой, ориентированной на создание и поддержание цивилизованных правил игры, адекватных условий для деятельности национальных и иностранных игроков; нации, четко представляющей свою историческую миссию и независимой в принятии решений как у себя в доме, так и в отношениях с другими странами и международными институтами. С этой целью основной акцент в учебном процессе делается на формирование системного набора компетенций, что должно обеспечить высокий уровень конкурентоспособности выпускников. Они должны отличаться обобщенным умением решать профессиональные проблемы любого уровня сложности.
 
III. Задачи
 
1. Учебно-методический процесс
 
Основной целью учебно-методической работы является обеспечение высокого уровня теоретических знаний и профессиональных навыков, а также их успешное применение студентами на практике. Компетентностный подход в этом вопросе предполагает, что основной акцент делается не просто на получение студентами некоторой суммы знаний и умений, а на формирование системного набора личных способностей и готовность к своей профессиональной роли в коммуникационной сфере.
 
С этой целью предлагается дальнейшая модернизация учебного процесса на факультете, подразумевающая сбалансированное соотношение дисциплин по трем основным блокам компетенций: аналитической, системной и коммуникационной, а также модернизацию учебно-методических комплексов по преподаваемым дисциплинам. При этом все предметы, входящие в график учебного процесса, должны четко идентифицироваться с квалификацией будущего выпускника.
 
Кроме того, модернизация учебного плана предполагает оптимизацию соотношения лекций с одной стороны и семинарских занятий, практических упражнений и тренингов – с другой, а также проведение контрольных, зачетных работ (включая три семестровых среза) и экзаменов в форме защиты учебно-исследовательских проектов.
 
Со временем будет поставлена задача по перенесению центра тяжести в учебной работе с аудиторных часов на самостоятельную подготовку студентов. Однако для этого необходимо обеспечить учебный процесс обновленными учебно-методическими комплексами (УМК), разработанными профессорами и преподавателями профильных кафедр факультета – Международной журналистики, Связей с общественностью, Социологии.
 
На базе М-центра и факультетской Библиотеки Аугштайна силами профильных кафедр должен быть создан постоянно обновляемый электронный каталог основных информационных ресурсов, включая базы данных, интернет-сайты ведущих российских и зарубежных научно-исследовательских центров, электронные версии научных периодических изданий, а также электронный каталог УМК по профильным кафедрам факультета.
 
Инновационной площадкой для апробации новых форм обучения должен стать Образовательный центр повышения журналистского мастерства, создаваемый на факультете совместно с Общественной палатой России и одним из наиболее авторитетных профессиональных журналистских объединений России – Медиасоюзом. Центр может работать и на внешний рынок, подтверждая тем самым статус МГИМО как передового учебно-методического центра по подготовке и переподготовке кадров в области международных коммуникационных технологий.
 
Обучение на факультете МЖ ведется на трех отделениях:
 
·        Отделение «Международная журналистика»
·        Отделение «Связи с общественностью»
·        Отделение «Социология массовых коммуникаций»
 
Набор студентов, количество и форма обучения, определяется в зависимости от потребностей рынка и государственного заказа.
 
Учебные планы разрабатываются на основе государственных образовательных стандартов по специальности 021400 «Журналистика», специальности 350400 «Связи с общественностью» и 020300 «Социология».
 
Первые два года основное внимание уделяется углубленному изучению общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, предметов международной специализации, увязанных на дисциплинах профессиональных, нацеленных на выработку базовых навыков в области международных коммуникационных технологий.
 
Со временем будет осуществлен переход на более раннюю специализацию; пока же специализация начинается с третьего курса. На этом начальном этапе учебный процесс нацелен на выработку у обучающихся конкретных компетенций:
 
      

На отделении «Международная журналистика»
·        синтез информации (создание тематических обзоров вторичных источников информации; сбор и анализ фактов; применение полученных знаний на практике);
·        способность к самостоятельной работе с информацией (создание телевизионных/радийных сюжетов; сообщений агентств новостей или информационных агентств);
·        основы творческой интерпретации информации (написание газетно-журнальных отчетов, работа в аналитических жанрах на радио и телевидении);
·        коммуникативные особенности работы с первичными источниками информации (очное/заочное; радио-, телевизионное, газетное/журнальное; беседа);
·        художественно-выразительные основы работы в режиме реального времени (газетно-журнальный, радийный и телевизионный репортаж);
·        «мнение, опирающееся на факты» как метод подачи авторского видения (жанр очерка: путевой, портретный, проблемный; документальный фильм или авторская радиопередача);
·        естественное ограничение форм выражения авторской позиции (авторский текст: реплика, авторская колонка/сюжет или программа на ТВ и радио; комментарий; фельетон; памфлет);
·        медиа-среда: базовые принципы организации коммуникационных процессов и основы управления проектами (редакционный процесс: газета/журнал, ТВ, радио, Интернет СМИ; работа в команде; принципы функционирования журналистских пулов; базовые структурно-организационные принципы работы корреспондентского пункта/ бюро).

 
  
На отделении «Связи с общественностью»
·        основы консалтинга;
·        принципы ведения переговоров;
·        реклама в коммуникационном процессе;
·        маркетинговые исследования;
·        организация работы отдела СО;
·        основы коммуникационного менеджмента;
·        работа с государственными структурами;
·        работа с общественными организациями;
·        управление корпоративным имиджем;
·        внедрение корпоративной идентификации;
·        создание благоприятного образа личности, представляющей корпорацию;
·        формирование эффективных отношений со СМИ;
·        выстраивание благоприятных отношений с персоналом, работающим на производителя в соответствующей стране;
·        вовлечение общественности в целях достижения благоприятной репутации;
·        реализация программ лояльности;
·        выстраивание благожелательных отношений с потребителями;
·        взаимоотношения с инвесторами;
·        проведение мобилизационных мероприятий – лотерей, конкурсов, чемпионатов, событийных акций и т.д.;
·        управление кризисными ситуациями;
·        достижение адекватного восприятия сообщений целевой аудиторией.

 
   
На отделении «Социология массовых коммуникаций»
·        научно-исследовательская работа в области СМК: восприятие и позиционирование массовой коммуникации как системы деятельности (выделение основных функций коммуникации в обществе и сфер деятельности массовой коммуникации; соотношение коммуникации и информации);
·        практическая деятельность по разработке коммуникационных кампаний и анализ их эффективности; оценка субъектов социальных интересов (субъектный аспект массово-коммуникативной деятельности): владельцев СМИ и творческих коллективов, журналистов;
·        коммуникационный риск-менеджмент: социологический анализ действий СМИ в кризисных ситуациях (проблема свободы субъектов массово-коммуникативной деятельности; правовые нормы).

 
 
 
На третьем и четвертом годах обучения программой предусматривается углубленное изучение профессионального пространства, тенденций, определяющих динамику соответствующего сегмента рынка массовых коммуникаций, т.е. учебный процесс нацелен на аналитические и системные компетенции. Студенты разделяются по специализациям (по выбору, вне привязки к академическим или языковым группам). Подготовка студентов по выбранным специализациям осуществляется в рамках мастер-классов, специализированных курсов лекций, семинаров, ситуационных игр и тренингов.
 
Занятия ведут как профессора и преподаватели профильных кафедр, так и привлекаемые авторитетные мастера-практики (прежде всего – из числа профессиональных участников соответствующего сегмента коммуникационного рынка).
 
Организованный таким образом учебный процесс нацелен на выработку у обучающихся следующих компетенций:
 
   
На отделении «Международная журналистика»
 
·        «Думающая» (аналитическая) журналистика: профессиональная ориентация на аналитические службы СМИ; умение выстраивать логические умозаключения; работа по подбору фактов и выстраиванию аналитических текстов с опорой на существенную доказательную базу; навык написания аналитической заметки, статьи, подготовки и проведения интервью или беседы; ведение авторской колонки/ авторской программы в электронных/ эфирных СМИ;
·        «Считающая» (экономическая, деловая, бизнес-потребительская и корпоративная) журналистика: развивает практические навыки написания экономического/ делового текста; базовые принципы работы с годовыми отчетами, проспектами эмиссии и другими наиболее важными документами, позволяющими автору самостоятельно делать выводы и строить гипотезы; работа над тематическими обзорами на экономические темы; комментарии; интервью;
·        «Сопереживающая» (социальная) журналистика: профессиональные особенности работы над социальными темами; благотворительность, социальная ответственность и т.д.

 
     
На отделении «Связи с общественностью»
·        основы маркетинга;
·        основы менеджмента;
·        организация и проведение кампаний в СО (включая основы статистики; логику);
·        основы ситуационного анализа;
·        теория и практика работы с текстом; профессиональная этика/этикет;
·        основы статистики и бухучета;
·        конфликтология;
·        психология;
·        Пресс-служба. Предусматривается ориентация на МИД РФ и его представительства за рубежом; пресс-службы государственных органов и частных компаний международного масштаба; навык организации работы с прессой, включая подготовку и распространение пресс-релизов, проведение брифингов и пресс-конференций и т.д.);
·        СО в политической сфере. Предусматривает углубленное изучение политических процессов в России и за рубежом; овладение различными политическими медиатехнологиями;
·        СО в бизнесе. Предусматривает развитие профессиональных коммуникационных навыков в сфере маркетинга, менеджмента, вывод и продвижение на рынке новых торговых марок.

    
  
На отделении «Социология массовых коммуникаций»
·        разработка медиа-стратегии кампании: функциональный аспект массовой коммуникации; институциональный аспект массовой коммуникации;
·        базовые принципы организации деятельности социологической службы: направления и методы исследования системы массовой коммуникации; определение и структурирование массового сознания;
·        социологическое исследование аудитории СМИ, работа с фокус-группами;
·        практика деятельности частных консультантов (бизнес-тренеров) в области СМК.

 
 
На базе приведенных выше компетенций факультет проработает и представит на утверждение в установленный срок программу магистратуры по направлению «социология», а также предложения по переходу на двухуровневую систему подготовки по двум другим направлениям.
 
На пятом году обучения у будущих «специалистов»  предусматривается обязательная преддипломная практика (11 недель), цикл обзорных лекций, углубляющих общепрофессиональную подготовку и развивающих коммуникационные компетенции студентов, написание дипломной работы. Темы дипломных работ определяются в зависимости от выбранной специализации, места прохождения практики и научных задач, стоящих перед студентом.
 
Примерный список дисциплин, читаемых на факультете МЖ:
 
Общегуманитарные и социально-экономические дисциплины
Отечественная история
Философия
Экономическая теория
Правоведение
Политология
Культурология
Социология
Психология
Современный русский язык
 
Основы профессионального мастерства
Мастер-класс Международная журналиста (1–4 семестры)
Мастер-класс Связи с общественностью (1–4 семестры)
Мастер-класс Социология массовых коммуникаций (1–4 семестры)
Стилистика и литературное редактирование
Риторика и основы ораторского искусства
Компьютерные технологии
Интернет-технологии
Дизайн периодических изданий
Компьютерная верстка
Введение в теорию коммуникации
Введение в связи с общественностью
Основы радио- и тележурналистики
Технологии СО
Профессиональная этика
 
Международная специализация
История международных отношений и внешней политики России
Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность
Мировая политика
Регионоведение (экономика, внешняя политика, правовое устройство
страны/региона изучаемого языка)
 
Общепрофессиональные дисциплины
История мировой литературы и искусства
Западная культура XX века
Медиа-среда в современной России
Конфликтология
Религиоведение
Логика и теория аргументации
Политическая психология
Статистика и количественные методы анализа
Маркетинг
Менеджмент
Управление персоналом
Психология и этика деловых отношений
Дипломатическая и консульская служба и протокол
 
Теория и практика журналистики и связей с общественностью
Мастер-класс журналиста (по специализациям 5–8 семестры) 
История отечественной и зарубежной журналистики
Международная информация
Психология массовой коммуникации
Экономика и технология средств массовой информации
Правовой режим средств массовой информации
Авторское право
Социология журналистики
Мастер-класс СО (по специализациям 5–8 семестры)
Маркетинг и менеджмент в связях с общественностью
Правовое обеспечение деятельности связей с общественностью
Информационно-аналитическая работа внешнеполитического ведомства
Деятельность PR-агентства
Организация и проведение PR-кампаний
Коммуникационный менеджмент
Социология СО и рекламы
Теория и практика рекламы
Реклама в коммуникационном процессе
Психологические аспекты рекламной деятельности
 
Курсы специализации
Современные информационные агентства
Теле- и радиожурналистика
Репортаж на международную тему
Средства массовой информации региона/страны
Интернет-журналистика
СМИ в Интернет
Современная пресс-служба
Связи с общественностью в государственных структурах
Политический консалтинг
Проведение политических кампаний
Связи с общественностью в сфере бизнеса
Деловая пресса и СО
 
В целях диверсификации образования студентам предоставляется возможность в каждом семестре изучать одну дисциплину по выбору. Список рекомендованных дисциплин по  выбору составляется деканатом МЖ совместно с кафедрами института.
 
Дисциплинами по выбору, как правило, являются дополнительные курсы специализации в области массовой информации, а также предметы общепрофессиональной подготовки, которые читаются на других факультетах. Изучение одной дисциплины в семестр по выбору является обязательным. Результаты зачетов и экзаменов по дисциплинам по выбору заносятся в выписку-вкладыш к диплому об окончании МГИМО.
 
Дисциплины по выбору (примерный перечень):
Риторика.
Агрессивная/ созерцательная журналистика: опыт Европы и США.
Мастер-класс главного редактора.
Роль СМИ в общественном мнении по внешнеполитическим вопросам стран Европы и Америки.
Корпоративное управление в США.
Духовно-интеллектуальные основы западной культуры.
Мировые религии в мировой культуре.
Искусство презентации.
Работа с деловой документацией.
Терминология международной деловой коммуникации.
Технология манипулирования общественным мнением.
Социология арт-визуальных коммуникаций.
Социология экранных искусств.
Актуальные проблемы истории России ХХ века.
Библия: 2000 лет в европейском искусстве.
 
Студентам также предоставляется возможность изучать дисциплины факультативно. Деканат МЖ составляет список факультативных дисциплин на каждый семестр. Факультативными дисциплинами, как правило, являются курсы, связанные с углубленным овладением компьютерными технологиями, а также курсы на иностранных языках.
 
Важным элементом изучения иностранных языков на факультете должна стать специализированная языковая подготовкабудущих профессионалов в сфере массовой информации. Это касается не только английского языка, но и всех других европейских языков, изучаемых на факультете.
 
12. Научно-методическая работа
 
Научно-методическая работа на факультете МЖ направлена на обеспечение учебного процесса и отражает международную специализацию МГИМО. При общей координирующей роли деканата научно-исследовательские разработки, подготовка диссертаций, проведение конференций, выпуск учебников и учебных пособий, работа с аспирантами и дипломниками ведутся по планам кафедр факультета, УМС по Связям с общественностью, при постоянном привлечении студентов, прежде всего – членов институтского НСО.
 
С учетом специфики факультета важным направлением научной работы
является разработка и издание тематических сборников, учебных пособий и учебников по базовым учебным курсам, прежде всего – по СО и современным медиа-технологиям. Необходимо полностью обеспечить учебный процесс современной учебно-методической базой (в том числе с использованием мультимедиа), предпочтительно – продукцией профилирующих кафедр МГИМО.
 
Учитывая, что МГИМО (У) МИД России возглавляет УМО по Связям с общественностью, а также закрепляя за собой позицию лидера в данной сфере, требуется создать на базе Библиотеки Аугштайна специальный отдел методической и учебной литературы по данной специальности. Целесообразно через УМО по Связям с общественностью рекомендовать вузам – его членам направлять для комплектования указанного отдела издаваемые на местах книги, методические и учебные пособия соответствующей тематики.  
 
Особое внимание должно уделяться работе с аспирантами, чтобы обеспечить преемственность поколений, кадровую подпитку существующих научных школ, а также привлечь на факультет молодые преподавательские кадры. Следует помнить, что логическим завершением работы кафедр с аспирантами должна быть защита диссертации. Посему факты схождения аспиранта «с дистанции» должны стать исключением из правила, согласно которому к указанному в положении об очной и заочной формах обучения в аспирантуре проходит защита диссертационных работ.
 
Представляется целесообразным утверждать на ученом совете факультета общий план научных мероприятий (научно-практические конференции, круглые столы, презентации проектов) на год вперед и детализированный план – на каждый семестр.
 
Также целесообразно заключить с наиболее авторитетными в профессиональной среде институтами и корпоративными объединениями – в частности, Союзом журналистов России, Медиасоюзом, РАСО – соглашения о партнерстве, позволяющие обеспечить практическую направленность обучения, включая чтение лекций и проведение практических занятий ведущими специалистами-практиками, предоставление студентам мест для прохождения практики, а также выплату именных стипендий лучшим студентам.
 
Кроме того, следует создать на факультете экспертный совет («совет мудрецов») из числа наиболее известных журналистов и политологов, авторитетных политологов, чьи занятия, а также неформальное общение со студентами придают учебному процессу выход на практику. Кроме того, членов совета можно было бы привлекать к участию в студенческих научных мероприятиях, приглашать для консультирования курсовых и рецензирования дипломных работ студентов. При необходимости экспертный совет может выступить в роли лоббиста интересов факультета и университета в целом.
 
3. Воспитательная работа
 
Наряду с обучением важным компонентом образовательного процесса является воспитание. Причем в современном обществе роль воспитательной деятельности вуза существенно возрастает по причине обострения в обществе социальных проблем, постоянного роста числа студентов из неполных семей, а также увеличения количества абитуриентов, поступающих в университет уже в 15 лет.
 
В этой связи следует продолжать и развивать работу в рамках Клуба МЖ. Кроме уже работающих в его рамках клуба интересных встреч, кино-клуба, музыкальной гостиной, а также выпуска студенческой газеты и организации корпоративных мероприятий (в том числе – выездных), целесообразно создать систему региональных клубов («вятского», «томского», «тамбовского» и т.д.), пропагандирующих культурные, исторические ценности своей «малой родины»; развивать проект «полиглот» (немецкий, польский, французский, испанский, английский и др. клубы), цель которого – приобщить студентов к культуре, традициям и обычаям страны или региона изучаемого языка.
 
Факультет приветствует и готов оказывать поддержку и другим достойным начинаниям, инициируемым студентами и способствующим их профессиональному, творческому, гражданскому становлению: ТО «Соловки», Театр песни МЖ, Клуб любителей фотографии «КЛЮФ» и др.
 
Учитывая то обстоятельство, что среди нынешних студентов учащаются проявления прагматичности, расчетливости и корыстности, следует усилить работу по благотворительным проектам (поездки в Полотняно-заводский Детский дом и социально реабилитационный центр «Радуга» деревне Жилетово Калужской области, сотрудничество с Российским фондом помощи и другие проекты).
 
Именно с воспитательной точки зрения следует рассматривать и работу с выпускниками МЖ: их опыт, их пример должны стимулировать нынешнее поколение учиться, совершенствоваться профессионально. В этой связи следует проводить ежегодные встречи студентов прошлых лет. Целесообразно собирать все выпуски вместе только на круглые даты; в обычные годы есть смысл приглашать выпуск конкретного года – возможно, очередных «юбиляров» – или выпускников близких лет (выпуск 70-х, 80-х, 90-х).
 
Факультет внимательно следит за судьбами своих выпускников, отмечая крупные успехи и профессиональные завоевания как в факультетских СМИ – газета «Клуб МЖ», Интернет сайт www.mzh.ru и др., – так и при помощи иных публичных акций, акцентирующих внимание нынешних студентов на положительном опыте выпускников. В этой связи представляется исключительно важной инициатива по открытию на факультете мемориальной аудитории, носящей имя одного из самых ярких выпускников МЖ Артема Генриховича Боровика («Кабинета Боровика») на базе аудитории 4118.
 
Кроме того, для материализации тезиса о «связи поколений», корпоративном братстве следует создать на факультете кабинета имени первого декана МЖ Ярослава Михайловича Шаврова («Кабинета Шаврова») на базе аудитории 4127. Кабинет станет библиотекой трудов деканов, ведущих профессоров и преподавателей, выпускников МЖ; местом проведения заседаний Совета факультета, ведущих кафедр, защиты диссертаций и других факультетских мероприятия. В перспективе, в случае подключения спонсоров, «Кабинет Шаврова» может стать современным «пресс-румом», приспособленным для проведения медиа-мероприятий – интерактивных круглых столов, телеконференций, телемостов, видеосеминаров – на самом высоком технологическом уровне.
 
В целях поддержания командного духа на факультете, а также в целях популяризации здорового образа жизни, следует продолжить традицию ежегодного розыгрыша Кубка декана МЖ по мини-футболу (первая суббота марта); серии товарищеских матчей с участием студентов, преподавателей, выпускников МЖ, а также с футбольными командами вузов и иных организаций – партнеров и друзей факультета.
 
4. Международные связи
 
В свете дальнейшего развития в МГИМО Болонского процесса, международные контакты будут направлены на развитие деловых связей и обменов с ведущими факультетами (школами) и профессиональными ассоциациями в области СМИ, связей с общественностью и социологии массовых коммуникаций. Приоритет в этой области отдается университетам, готовым к сотрудничеству, включая разработку и реализацию совместных магистратских программ (парижский Сьянс По, Миланский католический университет, Европейского университета Фрезениуса в Кельне и др.) и программ академического обмена (Институт международных отношений киевского НАУ, ереванский Славянский российско-армянский университет).
Большое значение имеют контакты с зарубежными практиками и теоретиками СМИ, включая приглашение таких специалистов для выступления перед студентами факультета. Следует максимально эффективно использовать иностранный журналистский корпус, работающий в Москве, для развития международных контактов.
 
Предусматривается также развитие студенческих международных контактов – как в рамках международных ассоциаций, так и путем прямых обменов с зарубежными университетами, – но только тех, которые могут принести реальную пользу факультету, дополнив учебный курс студентов действительно новыми знаниями.
 
IV. План основных мероприятий
 
В качестве основных мероприятий на факультете МЖ на ближайшие четыре года запланированы:
 
2006/2007 учебный год
·        Обновление УМК по международной журналистике, связям с общественностью и социологии массовых коммуникаций;
·        Открытие совместно с факультетом Дополнительного профессионального образования программы МВА по Связям с общественностью;
·        Запуск и проведение «пилотных» проектов в рамках Образовательного центра повышения журналистского мастерства, нацеленного на развитие у студентов МЖ коммуникационных компетенций;
·        Открытие «Кабинета Шаврова» и «Кабинета Боровика»;
·        Празднование пятилетия Клуба МЖ и пятилетия ТО «Соловки»;
·        Запуск «пилотных» проектов по программам «Полиглот» и региональных клубов студентов (Немецкий клуб, Польский клуб).
 
2007/2008 учебный год
·        Переход на двухуровневую систему обучения;
·        Запуск проекта по созданию электронного каталога основных УМК по курсам профильных кафедр факультета;
·        Проведение деловой игры для молодых специалистов в области международных коммуникационных технологий «Комумники и комумницы»;
·        Пересмотр графика учебного процесса с целью введения более ранней специализации;
·        Запуск «пилотных» образовательных программ с одним или несколькими ведущими европейскими вузами;
·        Разработка программы МВА в области массовых коммуникаций;
 
2008/2009 учебный год
·        Разработка и внедрение «пилотных» проектов в области дистанционного обучения основам коммуникационных технологий;
·        Празднование 40-летия факультета МЖ;
·        Обновление УМК по международной журналистике, связям с общественностью, социологии массовых коммуникаций;
·        Дальнейшее развитие международных академических обменов;
 
2009/2010 учебный год
 
·        Тотальное внедрение интернет-технологий в учебный процесс, включая открытие «электронных кабинетов» профессоров и преподавателей, компьютерное тестирование и т.д.;
·        Развитие и диверсификация международного сотрудничества, включая студенческие обмены, открытие совместных магистратур и бакалавратур.
 
V. Заключение
 
Международное коммуникационное образование в МГИМО имеет давние исторические традиции и пользуется заслуженным признанием в России и за рубежом. В последние годы отмечается повышенный спрос со стороны работодателей на специалистов целого ряда направлений в области медиа, в частности, на социологов массовых коммуникаций. В то же время многие наработки, темы и даже целые УМК утрачивают актуальность и нуждаются в серьезном переосмыслении и глубокой переработке. Данная стратегия развития призвана способствовать изменению направленности учебно-методической, научно-практической и воспитательной работы на факультете МЖ в соответствии с требованиями времени.
Опережающее развитие обучения профессионалов в сфере массовой коммуникации на основе настоящей стратегии призвано закрепить за факультетом МЖ статус современного, инновационного центра подготовки первоклассных профессионалов, закрепив позицию университета как одного из ведущих высших учебных заведений.
Успешная реализация данной стратегии будет способствовать поддержанию и росту престижа МГИМО (У) МИД РФ как ведущего российского высшего учебного заведения международного уровня.